Меню сайта

Категории чтива

Дизайн [7]
Раздел с текстами о дизайне
Технологии [2]
Раздел с текстами о технологиях печати
Клиенту [3]
Раздел со статьями адресованными нашим клиентам
Менеджеру [0]
Раздел со статьями, адресованными менеджерам

Инфоблок


dizlion
354568532
276471431

(044) 360-34-87

(066) 510-24-96
(068) 510-24-27

Написать нам письмо

Я ищу

Статистика








Яндекс цитирования

Украинский портАл
Каталог статейКаталог статей
Главная » Информация » Дизайн

История дизайна

История дизайна — наука о становлении и развитии проектно-художественной деятельности дизайна.

Теории возникновения дизайна

Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна[1].

Рассматриваются различные версии.

1.     История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине 19 века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии. [2]

2.     Дизайн как связь искусств и ремесел. Относится к возникновению известного английского движения 19в. «за связи искусств и ремесел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.

3.     Дизайн как художественно-промышленная деятельноcть: начало ХХ века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании АЭГ и американской автомобильной фирмы «Форд»).

4.     Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (1920), Баухауз в Германии (1919).

5.     Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчет в этом случае начинается с еще более позднего времени — с 1930-х гг, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.

6.     Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека, где последний впервые столкнулся с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.[3]

История дизайна в стилях

Помимо дизайн-икон, воплотивших в себе эстетические идеалы определенного исторического периода, технические и художественные идеи своих создателей, особое значение в описании истории дизайна имеют художественные стили. В.Власов в своем известном словаре «Стили в искусстве» отмечает, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. В равной степени это относится и к стилям в истории дизайна, объединяющим по определенным формальным признакам дизайн-иконы в уникальные целостные художественные течения и направления. Упомянутый выше искусствовед В.Власов рассматривая внутреннюю структуру понятия «стиль» выделяет ряд его уровней: исторический художественный стиль, историко-региональный (стилистическое течение) и индивидуальный стиль мастера. Аналогичное можно наблюдать и в истории дизайна. Стили в дизайне как части общей художественной культуры корреспондируются с большими историческими художественными стилями в искусстве, и, в особенности, архитектуре. Достаточно вспомнить также общие художественные стили, как ар деко, поп-арт, постмодерн и хай-тек. При этом в предметном формообразовании они, безусловно, трансформируются в свои стилевые течения, отражая специфику формообразования массовых изделий в условиях индустриальных технологий.

История дизайна в дизайн-иконах

Историю архитектуры пишут по памятникам архитектуры или фотографиям и гравюрам утраченных объектов, чертежам и рисункам-фантазиям неосуществленных проектов. Историю искусств — по собраниям в музеях изобразительных искусств, картинных галереях, частным коллекциям картин. Историю дизайна, в основном, по шедеврам дизайнерской деятельности — дизайн-иконам.

Хронология исследований истории дизайна

Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Уже тогда философы впервые задумывались о различия между искусством и наукой по их целеполаганию. Уже тогда были и работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. Подобные альбомы получили большое распространение под именем «Театры машин» в эпоху Возрождения. Отдельное место в этом списке занимают трактаты Леонардо да Винчи. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), «Трактат о природе человека» Девида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна: эстетические эссе Горацио Грино,

*  «Трактат по архитектуре гражданских и военных морских судов» Джона Гриффита (1856),

*  «Листья травы» Уолта Уитмена,

*  манифест «Высотные административные здания с художественной точки зрения» Луиса Салливена (1896),

*  доклад «Искусство и ремесло» Фрэнка Ллойда Райта (1903),

*  ряд книг Адольфа Лооса,

*  «Проблема формы в изобразительном искусстве»(1912) Адольфа Гильдебранда,

*  «Вопросы стиля» Алоиза Ригля, 30 фундаментальных исследований Германа Мутезиуса, "Торжество жизни и искусства,

*  «Размышления о театре как высшем художественном синтезе» Петера Беренса.

Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания. Первый специальный журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849). Позднее уже появились специализированные журналы «Pan»(1895), «Decorative Kunst»(1897), «Kunst und Handwerk»(1898). Это и журнал «Югенд», от которого произошел немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль». Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция», в СССР — «Техническая эстетика» Свое творческое кредо формулировали в манифестах, лозунгах, концептуальных статьях многие дизайнерские группы и отдельные мастера:

*  Ч. Р. Макинтош и "школа Глазго,

*  Пит Мондриан и группа «Де-Стиль»,

*  Этторе Соттсасc и группа «Мемфис»,

*  Александр Мендини и группа «Алхимия»

Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает «государственный дизайн», давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технический эстетики в СССР. Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. Она не заставила себя ждать: к концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин МакДермотт, Шарлоты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфгана Шиперса и Петера Шмидта. [4]

Примечания

1.     Михайлова А. Особенности художественного формообразования в условиях индустриальных технологий ХХ века. Текст диссертации

2.     В.Аронов, «Художник и предметное творчество» (1987)

3.     Н. В. Воронов. Очерки истории отечественного дизайна

4.     Михайлова А. Кто пишет историю дизайна? Статья в сборнике международной Казанской Биеннале 2005

Литература

*  Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004

*  Михайлов С.М, Михайлова А. С.. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004

*  Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2007 г.

*  Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. — Москва: Архитектура-С, 2006

*  Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАРДАРИКИ, 2007 г.

 



Источник: http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%96%D0%BD%D0%BA%D0%B0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




Електронка: dizlion@ukr.net | © 2006-2008 дизайн-студия "ДизLion" | Сайт управляется системой uCoz | Адрес и телефоны